11:46 Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. | |
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Дети очень разные по своим индивидуальным и личностным особенностям. У них разный темперамент и уровень общего психического развития, типы мышления и характер поведения, они по-разному относятся к себе, к людям, к миру и к труду. У них разные интересы и соответственно и способность к обучению у них разная. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности. Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности. Основные понятия, непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Интерес - это реальная и особо важная причина любых действий, в том числе и познавательных. Он является одним из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности. Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети. Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания. Познавательная деятельность, предполагает умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога. Ребенок стремиться к получению нового опыта и заинтересован в положительной оценке своей деятельности. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И.В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». Познавательный интерес, как основа познавательного развития, состоит из следующих взаимосвязанных процессов: - интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение); - эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; - регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; - творческие - воображение, создание новых моделей, образов. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи, радость от процесса получения знаний. Переживая неудачи, волевым усилием стремится их преодолеть. Выделяются следующие стадии (этапы) развития познавательного интереса: -любопытство; -любознательность; -познавательный интерес; -творческий интерес. 1. Любопытство - это элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, часто неожиданными, новыми или необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Оно неглубоко, поверхностно и чаще всего иссякает после беглого знакомства с объектом. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Любопытство рассматривается как проявление ситуативного интереса. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. 2. Любознательность - следующая стадия, на которой интерес уже более глубокий, и идет он не от необычности и новизны объекта, а от самого исследователя. Любознательность основана на врожденном исследовательском инстинкте, она является мощнейшим стимулятором в познавательной деятельности. На этой стадии, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Конечно, кроме эмоций, есть еще такая форма психического отражения, как воля. При воспитании ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Любознательный ребенок пытлив, активен, он находит удовольствие от интеллектуальной и самостоятельной деятельности. Дошкольники, у которых хорошо развита любознательность, всегда стремятся докопаться до самой сути явления, им интересно понять, как устроен тот или иной объект, что происходит с объектом в разных условиях. Именно любознательность толкает их задавать вопросы и искать на них ответы, выдвигать предположения и подтверждать или опровергать их, используя различные способы познания. В старшем дошкольном возрасте благодаря любознательности происходит активное формирование мышления, приобретаются навыки познавательной и исследовательской деятельности, расширяется кругозор и интересы детей. 3. Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. 4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Способы активизации познавательного интереса: Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры). Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между группами или отдельными воспитанниками. Метод создания проблемных ситуаций, например, в качестве мотивирующего начала занятия (таким образом, возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации). Эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Использование опорных сигналов. Сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать. Использование дополнительных, наглядных средств (ИКТ, работа с познавательной литературой). Проектный метод ТРИЗ-технологии. Детское экспериментирование, которое должно стать основной частью занятий.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |